В предыдущем уроке мы уже вели разговор о том, что довольно небольшое число покерных игроков, даже из тех, кто отличается грамотностью, опытом и успешной игрой, могут избавиться от психологического давления, которое оказывают результаты, полученные на коротких отрезках игры. Однако, простой рациональный подход к ним вполне осуществим. Проблема заключается только в том, какое преимущество данный подход будет иметь над психологией человека.
Попытаемся рассчитать стрик
По своей сути стрики не являются чем-то страшным, они всего на всего обычное математическое явление, рожденное дисперсией. По этой причине, их продолжительность можно предсказать на различных игровых этапах. А ведь то, что можно предугадать уже не является чем-то страшным и неведомым, следовательно, не будет вызывать психологического напряжения. Необходимо просто более ясно представить себе это явление.
Предположим, что участник обычно играет на SnG heads-up с десяти процентным рейком и на длинных дистанциях имеет
ROI приблизительно равный двадцати пяти процентам. Это значит, что из трех разыгранный партий он обычно побеждает в двух, а проигрывает в одной. Другими словами, шестьдесят шесть процентов игр он выигрывает. Используя эти данные, которые получены из анализа игры на продолжительной дистанции, он имеет возможность предсказывать длину стриков на отрезках различной величины. Необходимо только представить себе, что он ставит на конечный итог, который будет положительным в шестидесяти шести процентах ситуаций.
Для примера, можно провести подсчет, какое количество игр необходимо провести при описанных выше условиях, чтобы участник с высокой вероятностью проиграет два раза подряд. Чтобы сделать подобное, необходимо проанализировать все возможные ситуации, при условии, что его вероятность на победу в отдельном розыгрыше равняется шестидесяти шести процентам. Сделаем следующие обозначения: V – победа, F – поражение. Следовательно, таблица вероятностей может выглядеть как:
VV
VV
FV
VV
VV
FV
VF
VF
FF
Получим, что при равновозможном распределении полученных результатов разыгранных данным игроком партий, два раза подряд он с высокой долей вероятности не победит на отрезке, состоящем из восемнадцати разыгранных турниров. Используя эту же методику, можно понять, что даун-стрик, продолжительностью в три проигранных турнира наиболее вероятен на расстоянии из восьмидесяти одного разыгранного турнира и тому подобное. Аналогично можно спрогнозировать ап-стрики.
Полученные выводы можно формализовать и представить как простую формулу, что позволяет сделать расчеты намного проще и удобней. Однако, представленная в виде таблицы итогов, картина будет намного нагляднее, что поможет игроку развить собственное правильно отношение к стрику.
Вернувшись к выше сказанному о своеобразных проблемах у слабоплюсовых участников, нужно отметить, что данная таблица наглядно показывает следующее – чем меньше уровень такого игрока, тем более короткими будут отрезки, на которых он сталкивается с даун-стриками и длиннее сами стрики. Если посмотреть с одной стороны, то это является всего лишь математическим следствием его собственной «слабоплюсовой» игры, а если, смотреть с другой, то это явление имеет большое отрицательное влияние на психологию игрока.
Какой из стриков несет большую опасность?
Не вызывает ни каких сомнений, что психологически опасны для игроков обе разновидности стриков: ап-стрики и даун-стрики. Однако вторые, являются более опасными. Какова же причина?
Для начала запомним, в чем разница между этими стриками. Они будут существовать как неизбежное следствие дисперсии. Но что они представляют, если анализировать их со стороны ROI и винрейта? Ап-стрик для игрока, проводящего розыгрыши стабильно плюсово, является своеобразным авансом части дохода на определенной игровой дистанции. Даун-стрик в свою очередь, является убытками сверх запланированного, которые также являются плановыми, но совершаются заранее.
При условии, что игрок относится к стрикам также как описано выше, то есть оценивает их на продолжительной дистанции, то он почти не подвержен их влиянию на психику. При условии, что он относится к ним как к затянувшимся полосам везения и неудач, то ему не избежать психологических проблем, которые приведут к потерям.
Принципиальная разница между стриками состоит только в том, что ап-стрики могут породить у участника неоправданное чувство самоуверенности, а даун-стрики – такое же неоправданное ощущение полной неспособности играть. Однако стоит учесть, что даун-стрики намного более опасны ап-стриков, так как они зачастую влекут за собой огромное количество отрицательных эмоций по поводу игрового процесса.
К таким эмоциям относится чувство собственной неуверенности, злость, агрессия, обида, возникающее желания побыстрее отыграться, испорченное настроение, которое мешает правильно и осмыслено продолжать игру. Данный набор эмоций не дают качественно продолжать игру, а его диапазон намного шире, чем при ап-стриках. Таким образом, даун-стрики более опасные для неустойчивых психологически игроков.
Опасные аттракционы
Тот факт, что стрики таят в себе огромную опасность со стороны психологической нагрузки для игрока, а также зачастую уменьшают эффективность его игрового процесса, что отрицательно сказывается на результатах игры. Однако, если погрузиться к истокам данного явления и рассмотреть его со стороны
ROI и винрейтов, то с легкостью можно построить такую модель.
Ап-стрик, который может породить у игрока чувство самоуверенности и повышенной самооценки в процессе игры приведет к тому, что участник начнет вести игру чрезвычайно раскованно. Однако такое поведение будет связано не только с полученным успехом, размер которого выше ожидаемого, но и с увеличением размеров выигранных сумм на определенном игровом отрезке.
Поэтому притупляется чувство опасности, которое необходимо для уменьшения количества ошибок во время игры. Уменьшается общее негативное отношение к отдельным поражениям и, как следствие, критический анализ ситуации. А это значит, что участник может перестать адекватно относиться к собственным поражениям, так как они перестают быть для него важными.
Итогом вышеизложенного будет то, что с уменьшением качества игры, участник, который взял по средствам ап-стрика часть своего обычного выигрыша авансом, проиграет запланированный доход. А вот этот проигрыш уже скомпенсировать будет намного сложнее. А наибольшие опасение вызывает тот факт, что растрата запланированной прибыли может остаться незамеченной.
Этот момент является наиболее важным, дающим определение психологии ROI и винрейтов. По этой причине, используя ту же наглядную модель, продемонстрируем его. Данная модель идеальна, следовательно, при реальной игре значения будут немного отличаться, но нашей целью является демонстрация общего подхода. Начнем демонстрацию подхода на примере даун-стрика.
Для упрощения, предположим, что статистически необходимая дистанция равняется не тысячам розыгрышей, а всего восемнадцати. А участник, имеющий ROI в двадцать пять процентов, должен победить в двух из трех турнирах. Турниры в которых от победит или проиграет будут располагаться в цепочке в случайном порядке:
VVVVFVVVVVFVVFVFFF
VVFVVVVFFVVFVVFVFV
FVFVVVVFFVVFFVVVVV
и тому подобное.
Самое главное, что в данной модели в любой ситуации двенадцать из восемнадцати символов будут в виде буквы V, и только шесть – F. Попробуем представить, что цепочка конечных результатов может быть приблизительно такой:
FFFFFFVVVVVVVVFVVVV
Следовательно, участник, который побеждает в двух из трех сыгранных партиях, проиграет пять раз подряд. Данное явление будет существенным психологическим стрессом, и при условии, что игрок не справиться и не сдержит негативных эмоций, уменьшив этим качество собственной игры, то он будет проигрывать и
дальше. Что же произойдет в модели? Участник, который должен проиграть на протяжении следующих тринадцати игр только одну игру, проигрывает намного больше по причине собственного негативного настроя. Таким образом, он получает убытки сверхплана, которые скомпенсировать, находясь на данном отрезке, он уже не сможет.
При использовании идеальной модели, убытки скомпенсировать вообще невозможно, однако игра в реальных условиях позволяет осуществлять колебания ROI в любых направлениях на существенных игровых дистанциях даже в игре наиболее устойчивых участников. Однако данная модель дает возможность наглядного представления процесса искоренения сверхплановых трат по субъективным причинам.
Психологически неустойчивые участники несут плановые потери на протяжении даун-стрика, которые при условии стабильной и верной игры будут компенсированы на следующих дистанциях. Но по причине негативного настроя и уменьшения качества игрового процесса, такой игрок получит сверхплановые убытки, которые могут быть скомпенсированы только с помощью отдельных усилий участника.
Аналогичные подходы применяют и к ап-стрикам. Разница заключается лишь в том, что тут разговор идет не про убытки, а про прибыли. Предположим, что начало партии из восемнадцати игр было таким:
VVVVVVV
Участник победил в семи раздачах подряд. Поэтому у него возникла эйфория, он переоценил собственные возможности, возомнив себя покерным профессионалом. Его игра стала чересчур раскованной, и в результате, из последних одиннадцати розыгрышей, он проиграл в семи.
VVVVVVVFFVFVFFVFVFV
Однако, этот участник не проигрывал более двух раз подряд. Следовательно, уменьшение ROI он мог и не заметить, тогда, как оно все равно присутствовало. Так как для того чтобы это значение все время соответствовало его среднему значению, количество проигрышей должно было быть равно шести, а не семи. Следовательно, участник получил часть от своей средней прибыли заранее, а потом по субъективным причинам расстался со второй частью, что могло остаться незаметным.
Поэтому мы и делаем акцент на оценке психологического фактора ROI и винтера, потому что большинству и так ясно, что стрики, вызывающие самые различные эмоции могут нести опасность, а вот особенности отношений стриков с винрейтом и ROI менее очевидны.